СПбГУ

Санкт-Петербургский государственный университет
Математико-механический факультет
Кафедра теоретической кибернетики


Выпускники о кафедре


Илья Михайлович Шипачев
Выпуск 2016 года

И.М. Шипачев

Перед выпускником открывается масса возможностей по трудоустройству, даже без содействия со стороны кафедры, которое так же предлагается.

На момент окончания второго курса выбор любого студента прикладной математики и информатики состоял из 5 кафедр. Мне с одной стороны хотелось решать глубокие по теории задачи, при этом дающие осязаемый практический &latio;выхлоп∶, заключающийся в качественном решение задач и наглядной демонстрацией результата на реальных и осязаемых примерах. На втором курсе мне запомнились презентации А.Л. Фрадкова и особенно А.С. Матвеева, которые представиляли кафедру и задачи, которые решаются на ней. Взяв курсовую у А.С. Матвеева, я еще сильнее укрепился во мнении, что это будет оптимальным выбором для меня. Забегая вперед, могу сказать, что о своем выборе я не пожалел.

На кафедре освещается достаточно широкий спектр тем, относящихся к теории управления, регулярно проводятся семинары с участием местных и приезжих ученых. Студент всегда ощущает себя рядом с большой и серьезной наукой, для погружения в которую достаточно лишь сделать шаг в этом направлении. А.Л. Фрадков прикладывает массу усилий, чтобы завлечь студентов как в проекты практической направленности, так и в теоретические исследования. Если вы инициативный студент, которому не терпится приложить свои силы к чему-то настоящему, то кафедра дает все возможности для этого. При этом диапазон областей, имеющих отношение к теории управления, огромен.

На кафедре преподают настоящие профессионалы своего дела. Особенно хочу отметить А.С. Матвеева, А.Е. Барабанова и М.С. Ананьевского, которые всегда готовы помочь, проконсультировать и посоветовать на пути преодоления сложностей в написании курсовых и дипломной работы, в подготовке исследовательских работ.

После некоторого опыта работы и общения с однокурсниками могу с уверенностью сказать, что перед выпускником всегда открывается масса возможностей по трудоустройству, даже без содействия со стороны кафедры, которое так же предлагается. Знания, которые дает ТК, ценятся на рынке, специалисты такого профиля интересны работадателям. При этом разнообразие приобретенных навыков позволяет в дальнейшем развиваться в достаточно широком диапазоне, как работа с embedded системами, так и разработка систем на высокоуровневых языках. Теория управления не является каким-то локальным трендом и специалисты в этой области будут востребованы через 20 лет не меньше, чем сейчас. И даже в разы больше, если учитывать возрастающую автоматизацию нашего окружения.

Санкт-Петербург, Россия
Апрель, 2017

Анна Анатольевна Семакова
Выпуск 2014 года

А.А. Семакова

К концу обучения помимо опыта выступлений на конференциях у вас уже может быть пара публикаций, в том числе – индексируемых Scopus.

Пожалуй, первое отличие кафедры теоретической кибернетики, с которым сталкиваются вообще все студенты-прикладники, состоит в том, что в расписании отсутствуют потоковые лекции преподавателей кафедры. И если о задачах остальных кафедр к концу второго курса можно сформировать хоть какое-то представление (например, о кафедре вычислительной математики рассказывает на втором курсе В.М. Рябов, а с кафедрой исследования операций И.В. Романовский знакомит еще на первом курсе), то в случае теоретической кибернетики первый шаг придется сделать самому. Но тем приятнее потом с каждым годом убеждаться, что такой выбор был сделан не зря. Ни на одной кафедре вас не познакомят с таким колоссальным числом реальных задач – от стабилизации сегвея до управления мультиагентными группами роботов, от задач распознавания речи до устройства нейронных сетей.

Преподаватели кафедры – не только профессионалы своего дела поистине международного уровня (школу основателя кафедры – В.А. Якубовича знают во всем мире), каждый из них нацелен на то, чтобы в итоге «воспитать» в самом лучшем смысле этого слова из студентов полноценных молодых ученых. Это проявляется не только в системном подходе изложения материала, готовности всегда ответить на вопросы, посоветовать и поделиться опытом, но и в специально организованных «в помощь» студентам семинарах. Например, по окончанию семинара А.Н. Чурилова, посвященного системе верстки TeX, вы почти наверняка сможете самостоятельно подготовить правильный и красиво оформленный документ для подачи своей публикации в конкретный журнал. Да и едва ли вы встретите где-то еще на мат-мехе преподавателей, которые будут настаивать, чтобы студент третьего курса отправил свою работу на рассмотрение в оргкомитет престижной международной конференции. А на кафедре теоретической кибернетики таких преподавателей не один и не два. Тем самым к концу обучения помимо опыта выступлений на конференциях у вас уже может быть пара публикаций, в том числе – индексируемых Scopus.

Загадывать так сильно вперед, находясь на втором курсе, очень не хочется, однако делать свой выбор нужно уже сейчас. И именно от него зависит, с каким результатом вы пойдете дальше в научный мир или на собеседование в известную компанию – конечная цель не так важна, ведь хорошее образование, подкрепленное конкретными достижениями – лучший показатель в любом случае.

Санкт-Петербург, Россия
Март, 2017


Сергей Александрович Плотников
Выпуск 2013 года

С.В. Плотников

Я оглядываюсь назад и понимаю, что в свое время сделал правильный выбор.

Почему я выбрал кафедру Теоретической Кибернетики

После окончания школы я хотел пойти учиться на программиста, и мой выбор пал на мат-мех. Единственным вопросом был выбор направления, и я выбрал прикладную математику. Началась учеба, и я мог заниматься любимым программированием, попутно изучая азы математики. Самым непонятным предметом для меня была «Алгебра и теория чисел», потом к нему добавились еще «Функциональный анализ» и «Экстремальные задачи». Обилие предметов из разных областей математики у многих вызывало панику. Справедливо возникали вопросы: для чего нам все это нужно? Зачем я вообще поступал на мат-мех? Как раз в это время, на втором курсе, нам нужно было выбирать кафедру. Понять, чем занимаются на кафедре, по одному названию было практически невозможно. Многие студенты собирались идти на кафедру «Прикладной Кибернетики», потому что там предлагают стажировку на третьем курсе в различных компаниях. Другие планировали идти учиться на «Статистическое моделирование», потому что там, по слухам, сложнее всего учиться, либо потому что «статистика – это круто».

Мой же выбор пал на кафедру «Теоретической Кибернетики». Как-то раз к нам на пару пришел Александр Львович Фрадков демонстрировать Lego-роботов, сказал, что у нас есть возможность этим заниматься, и пригласил всех на кружок. Я подумал, что давно хотел заниматься программированием роботов, мне всегда это было интересно, поэтому и записался на кружок.

На кружке мы решали простейшие задачи управления движением роботов. Даже для таких простых задач требовались знания из различных областей: механики, дифференциальных уравнений, алгебры, математического анализа и др. И со временем вопрос «зачем нам все это нужно?» отпал, а появилась мотивация изучать и другие области математики.

Сейчас же, окончив обучение на мат-мехе и защитив диссертацию, я оглядываюсь назад и понимаю, что в свое время сделал правильный выбор. Программистом, как хотел раньше, я не работаю, а занимаюсь научной деятельностью. Многие мои знакомые с разных кафедр после окончания мат-меха пошли работать программистами. То есть работать программистом можно после окончания любой кафедры на мат-мехе. Какая же тогда разница, на какую кафедру идти? Главная задача мат-меха – научить человека думать, а также самостоятельно обучаться (уметь находить нужную информацию и разбираться в ней), чему, к сожалению, сейчас мало где можно научиться. Такую задачу проще всего решить, занимаясь научной деятельностью. Научная деятельность должна вызывать интерес; основываясь на этом, на мой взгляд, нужно выбирать кафедру. Так какие же плюсы у кафедры «Теоретической Кибернетики»?

  1. Большой преподавательский состав. На кафедре много хороших преподавателей с различными сферами интересов. Поэтому студенту легко будет выбрать интересующую тему. А после будет много времени на индивидуальную работу с преподавателем, так как на каждого преподавателя приходится небольшое количество студентов.

  2. Сотрудники кафедры – ученые с мировыми именами, поэтому на кафедре много связей с другими университетами и институтами. Кафедра постоянно выигрывает различные гранты. Поэтому для студентов, которые усиленно занимаются научной деятельностью, открываются большие возможности в плане участия в различных конференциях и стажировках. Думаю, что путешествия привлекают многих молодых людей. Но для этого требуется свободное время и деньги. А занимаясь наукой, можно совмещать приятное с полезным. Также преподаватели делятся своим огромным опытом, у студентов появляется возможность в столь раннем возрасте публиковать свои научные результаты в престижных иностранных журналах.

  3. Сама теория управления (кибернетика). Я считаю, что сейчас эта наука может выступать в роли философской науки, так как, во-первых, она объединяет все области математики, а, во-вторых, также притягивает близлежащие науки. Александр Львович активно популяризует науку, именуемую «Кибернетическая физика», лежащую в пересечении двух областей: кибернетики и физики. Эта наука изучает различные задачи в физике, в которых необходимо применение аппарата теории управления. Но ведь также можно ввести «Кибернетическую биологию», «Кибернетическую химию», «Кибернетическую социологию» и другие науки, в которых требуются знания теории управления. Таким образом, теория управления является связующим звеном между науками. Поэтому ее изучение открывает безграничные возможности для исследования. Можно выбрать любую тему в любой интересующей Вас области. Кафедра сотрудничает с инженерами, филологами, биологами, физиками. Поэтому, на мой взгляд, широта нашей науки не идет ни в какое сравнение с другими кафедрами.

  4. Теория управления позволяет не просто исследовать различные системы в окружающем нас мире, но и управлять ими. Она открывает возможности для исследования мира не только эмпирическим путем, который преобладает во многих науках, но и аналитическим. Поэтому изучение теории управления является необходимым для понимания различных процессов в мире.

Приходите к нам на кафедру, занимайтесь наукой – тем, что Вас действительно интересует.

Санкт-Петербург, Россия
Февраль, 2017

Михаил Сергеевич Ананьевский
Выпуск 2004 года

М.С. Ананьевский

Я выбирал не кафедру, а научного руководителя, остальное – следствие.

Я выбирал не кафедру, а научного руководителя, остальное – следствие.

На первых курсах я посещал много дополнительных спецдисциплин с совершенно разным уклоном и с разных отделений матмеха. Я ходил на курсы по теории сложности вычислений, которые вел к.ф.-м.н. (сейчас уже д.ф.-м.н.) Э.А. Гирш, и на семинары по математической лингвистике, которые велись на отделении программного обеспечения; ходил на кружок матфизики, который вел д.ф.-м.н. В.М. Бабич, на курсы по случайным процессам, которые читал академик И.А. Ибрагимов, которые велись на отделении чистой математики; и др.

Я хотел найти возможность заниматься фундаментальными прикладными исследованиями. В какой-то момент я попал на курс «Управление молекулярными и квантовыми системами», который в тот год начал читать профессор А.Л. Фрадков. В этой тематике я увидел возможность заняться тем, чем хотел: серьезная математика и перспективные приложения.

Я пришел к Александру Львовичу и сразу включился в научно-исследовательскую работу. Все остальное стало следствием.

Санкт-Петербург, Россия
Март, 2017


Антон Викторович Проскурников
Выпуск 2003 года

А.В. Проскурников

Анатолий Наумович Подкорытов, учивший меня анализу...,
познакомил меня с В.А. Якубовичем.

Человек я на кафедре довольно случайный. В том смысле, что имел много шансов на ней не оказаться, и то что оказался, скорее стечение обстоятельств, чем мое желание. В отличие от многих студентов-второкурсников, впрочем, я знал что такое кибернетика и чем занимается кафедра (далеко не все под математической кибернетикой понимают тематику нашей кафедры). Во-первых, о Владимире Андреевиче Якубовиче я слышал, еще обучаясь в школе – через его лекции для студентов отделения математики проходили многие, и хотя не все поминали лично В.А. добрым словом, сдав ему экзамен, но все признавали серьезность и принципиальность как его самого, так и его курса «Теоретическая кибернетика». Во-вторых, что такое теория управления я тоже отчасти знал еще до того, как прослушал вводный курс Геннадия Алексеевича Леонова, по которому большинство студентов и составляют представление об этой науке.

Так вот несмотря на все это, меня на кафедре вполне могло бы и не быть. Во-первых, поступал я на другое отделение факультета, а перешел только на втором курсе. Во-вторых, и на нашем отделении я не метил на нашу кафедру изначально. То есть не то чтобы она меня чем-то отталкивала, просто я был к ней безразличен.

Решили дело два обстоятельства. Во-первых, Анатолий Наумович Подкорытов, учивший меня анализу и оказавший на мою общематематическую подготовку, пожалуй, наиболее сильное воздействие из всех преподавателей других кафедр, познакомил меня с В.А.Якубовичем. Причем он сам предложил нас познакомить, что было для меня неожиданностью, поскольку я был убежден, что заведующему кафедрой вряд ли есть дело до какого-то второкурсника. Правда, было это осенью, а что-либо получаться у меня стало только в феврале-марте – первая задача, предложенная руководителем, ведь никогда почти не бывает удачной.

Вторым обстоятельством стали пресловутые лекции «Введение в специальность». О них не говорит только ленивый – с одной стороны, все понимают их ненужность – там реклама, и ничего больше, предполагаемый руководитель расскажет о кафедре куда лучше, а интересующиеся научной жизнью студенты и сами могут что-то узнать. Стоят они в расписании неудобно (в мое время на первой паре, а сейчас вообще на пятой) и так далее. Отдали бы лучше аналистам и геометрам, все больше пользы бы было. С другой стороны – где еще студентам задавать вопросы о кафедрах сотрудникам этих кафедр, чтобы выбрать руководителя, кроме как там? Ведь в рабочее время студенты вряд ли решатся подойти на кафедру и спросить о том, что их волнует. На этих лекциях мне не понравились дешевые рекламные трюки, которые использовали другие кафедры. Мне рассказывали на этих лекциях представители других кафедр, как здорово устроились их выпускники на должностях системных аналитиков (штучных и зачастую временных), программистов (этим сейчас любая кафедра может похвастаться), директоров фирм (ну так я могу свой бизнес создать и быть там директором, причем тут кафедра?), зарубежных аспирантов и постодоков (это вообще к специальности и подготовке специалистов не имеет прямого отношения – я слышал про физиков, занимающихся за рубежом финансами, логистикой, статистикой – всем, кроме физики, про математиков, занимающихся генетикой, зачастую там под прикладной математикой понимают такое, чем у нас и дубовый инженер не станет заниматься, а козырем при устройстве являются не знания, а диплом университета). Надо сказать, что Владимир Андреевич, рассказывавший про абсолютную устойчивость и фильтрацию, выглядел на этом фоне блекло – те, кто ходил на лекции, больше захотели на другие кафедры (какие, говорить не буду, чтобы не рекламировать). Тем не менее, у меня вызвало уважение то, что меня не держали за дурачка и не кормили красивыми обещаниями, а рассказывали про суть дела, пусть даже и это и не было безумно интересно.

Так или иначе, к маю я примерно решил, что иду на нашу кафедру, правда меня смущало, что добровольно туда записалось кром меня всего два человека с потока (заметим, однако, отнюдь не худших, сейчас они заканчивают аспирантуру), а все остальные к нам не хотели, обосновывая это стандартным набором аргументов. Во-первых, халява (есть немного, мы – «ястребы» от кафедры – с этим злом неуклонно боремся, но сильному студенту отсутствие прессинга только на руку). Во-вторых, отсутствие программирования (этим меня не испугаешь, программированию на мой взгляд можно научить только на очень примитивном ремесленном уровне, который и самостоятельно можно освоить, а все остальное дается с рождения от Бога как любое искусство, а если не дано, то человек так и остается программистом весьма заурядным, что работать в IT-компаниях не мешает). Третье – отсутствие возможности работать по специальности (я пессимист, и знаю: по специальности после матмеха работать негде кроме научных учреждений, все остальное – компромисс и в лучшем случае БЛИЗКО к специальности). Порой меня тянуло в последний момент написать заявление туда, куда шли мои друзья, но я ленивый по натуре и искать нового руководителя как-то не хотелось. Мои колебания исчезли, когда мне позвонила секретарь кафедры Людмила Дмитриевна Дворецкая и сказала, что я включен в состав исполнителей гранта РФФИ (я там до сих пор), а также совместного российско-французского проекта. Я понял – такое доверие обманывать нельзя. И вот я на кафедре с 2001 года, с 2004 года я преподаю.

Санкт-Петербург, Россия
Август, 2007


Александр Львович Фрадков
Выпуск 1971 года

А.Л. Фрадков

Читая лекции про кибернетику, я говорю, что кибернетика – наука романтиков. Она претворяет в жизнь вековую мечту человечества: воплотить себя в машине.

У меня все было просто: я еще в 4-м – 5-м классах увлекся кибернетикой и перечитал кучу научно-популярных книжек, хотя и не смог одолеть «Конструкцию мозга» У.Р.Эшби. На матмех пошел, потому, что старший брат моего друга Алика Клебанова, работавший в ВЦ ЛГУ на мат-мехе, сказал, что есть в ВЦ лаборатория кибернетики, где занимаются не конкретными заказами, а какими-то абстрактными распознающими машинами, т. е. работают не «на заказчика», а «на будущее». Думал, что приду в такую лабораторию, подучусь немного и начну собирать мыслящую машину.

На 1-м курсе любил читать объявления на стенках, искал интересные задачи и спецкурсы. Под Новый Год увидел объяву: требуется студент для работы в лабораторию теоретической кибернетики. Объяву повесил 5-курсник Валя Георгиевский, ныне, увы, покойный. Я пошел не задумываясь. Работал с Валей и сотрудником лаборатории В.И.Ружанским, считал на ЭВМ БЭСМ-4 и М-20. Сидели на ВЦ по ночам, гоняли алгоритм «Плесень» в задаче распознавания почерков.

Дальше думать тем более было некогда: через год меня представили В.А.Якубовичу, он дал задачки решать, и пошло, и пошло. С тех пор после каждой встречи с В.А. хожу озадаченный.

Читая лекции про кибернетику, я говорю, что кибернетика – наука романтиков. Она претворяет в жизнь вековую мечту человечества: воплотить себя в машине. Хоть за прошедшие с окончания матмеха 35 лет я видел много автоматических машин и роботов, но до воплощения мечты еще далеко и на долю романтиков работы хватит.

Уникальность профиля кафедры ТК для матмеха в том, что он охватывает и математику, и технику. Если повезет, Вы увидите Вашу теорию или алгоритм «живущими» в реальном техническом устройстве. Мне повезло: в 2004 году увидел алгоритмы из своей кандидатской диссертации летающими на макете вертолета. Но ждать пришлось 30 лет...

По поводу выбора кафедры думаю, что важнее выбрать сильного руководителя, лидера в мировой науке. Как в этом плане дела на кафедре ТК? А посмотрите список опубликованных кафедрой книг на сайте. Их больше 60! Из них 18 опубликовано за рубежом. Подавляющее большинство – не учебники, а оригинальные монографии. Некоторые книги Вы можете скачать из Электронной библиотеки на сайте кафедры.

Еще интересно заглянуть на сайт scientific.ru в «Список российских ученых c индексом цитируемости >1000»: список (кто не знает: индекс цитируемости (ИЦ) – количество ссылок на труды ученого, показатель его влияния на развитие науки). Так вот у В.А.Якубовича ИЦ=2241. Для сравнения приведу ИЦ для всех питерских математиков, когда-либо преподававших на мат-мехе и имеющих ИЦ>1000: И.А.Ибрагимов (каф.ТВ): ИЦ=3449, М.С.Бирман (каф. МФ): ИЦ=2034, А.М.Вершик (каф. МА): ИЦ=1672, В.В.Петров (каф. ТВ): ИЦ=1570. Вот и все. Надо только не забыть покойную О.А.Ладыженскую: ИЦ=6405 и профессора физфака, хоть и математика, Л.Д.Фаддеева: ИЦ=13820.

Санкт-Петербург, Россия
Октябрь, 2007


Диссертации
докторов
кандидатов

Дипломные работы
магистров
специалистов
бакалавров

Курсовые работы
студентов

Кафедра теоретической кибернетики СПбГУ
Университетский пр-кт, дом 28, к.3343–3356
Санкт-Петербург, 198504, Россия
Телефон: +7 (812) 428-41-48
Факс: +7 (812) 428-69-98


© Коллектив кафедры теоретической кибернетики СПбГУ, 2012–2017