Почему я выбрал нашу кафедру?

Здесь расположены воспоминания преподавателей и выпускников о том, при каких обстоятельствах и почему они поступили работать/учиться на кафедру теоретической кибернетики, а также советы молодому поколению.


Дорогие наши выпускники!

Хотелось бы не терять связь друг с другом,  быть в курсе ваших новостей, мнений, пожеланий. Пишите нам с помощью пункта меню "Контакты".

Для начала приглашаем высказаться по следующему вопросу, актуальному для студентов 2-го курса, а значит, и для всей кафедры: "Почему я выбрал кафедру ТК?"

В настоящий момент поступили следующие высказывания.

М.С. Ананьевский, аспирант кафедры 2004 год выпуска.

Почему я выбрал кафедру ТК? На этот вопрос можно ответить одной фразой: "ощущение конкретности". Я всегда хотел заниматься фундаментальными исследованиями, но никогда не мог и не испытывал желания глубоко погружаться в абстрактные сферы.

Человеку дано удивительное ощущение соучастия: глядя на конкретный предмет, не важно, будь то механическая конструкция или живая система, человек может ощутить ее движение, ее потенциал. А активное влияние на объект исследования позволяет реализовывать свое творческое начало.

Из имеющихся кафедр только кафедра ТК обладает симбиозом фундаментальных исследований и ощущения конкретности (на остальных кафедрах наблюдается явное доминирование одного или другого, отсутствие взаимосвязи).

Кибернетика – наука об управлении и связи в живом организме, машине и обществе. Кибернетические исследования обладают абсолютной универсальностью. Универсальность есть основополагающий принцип кибернетики.

А.Л. Фрадков, профессор кафедры, д.т.н.

У меня все было просто: я еще в 4-м - 5-м классах увлекся кибернетикой и перечитал кучу научно-популярных книжек, хотя и не смог одолеть "Конструкцию мозга" У.Р.Эшби. На матмех пошел, потому, что старший брат моего друга Алика Клебанова, работавший в ВЦ ЛГУ на мат-мехе, сказал, что есть в ВЦ лаборатория кибернетики, где занимаются не конкретными заказами, а какими-то абстрактными распознающими машинами, т. е. работают не "на заказчика", а "на будущее". Думал, что приду в такую лабораторию, подучусь немного и начну собирать мыслящую машину. 

На 1-м курсе любил читать объявления на стенках, искал интересные задачи и спецкурсы. Под Новый Год увидел объяву: требуется студент для работы в лабораторию теоретической кибернетики. Объяву повесил 5-курсник Валя Георгиевский, ныне, увы, покойный. Я пошел не задумываясь. Работал с Валей и сотрудником лаборатории В.И.Ружанским, считал на ЭВМ БЭСМ-4 и М-20. Сидели на ВЦ по ночам, гоняли алгоритм "Плесень" в задаче распознавания почерков.

Дальше думать тем более было некогда: через год меня представили В.А.Якубовичу, он дал задачки решать, и пошло, и пошло. С тех пор после каждой встречи с В.А. хожу озадаченный.

Читая лекции про кибернетику, я говорю, что кибернетика - наука романтиков. Она претворяет в жизнь вековую мечту человечества: воплотить себя в машине. Хоть за прошедшие с окончания матмеха 35 лет я видел много автоматических машин и роботов, но до воплощения мечты еще далеко и на долю романтиков работы хватит.

Уникальность профиля кафедры ТК для матмеха в том, что он охватывает и математику, и технику. Если повезет, Вы увидите Вашу теорию или алгоритм "живущими" в реальном техническом устройстве. Мне повезло: в 2004 году увидел алгоритмы из своей кандидатской диссертации летающими на макете вертолета. Но ждать пришлось 30 лет... 

По поводу выбора кафедры думаю, что важнее выбрать сильного руководителя, лидера в мировой науке. Как в этом плане дела на кафедре ТК? А посмотрите список опубликованных кафедрой книг на сайте. Их больше 60! Из них 18 опубликовано за рубежом. Подавляющее большинство - не учебники, а оригинальные монографии. Некоторые книги Вы можете скачать из Электронной библиотеки на сайте кафедры.

Еще интересно заглянуть на сайт www.scientific.ru в "Список российских ученых c индексом цитируемости >1000": http://www.scientific.ru/whoiswho/gt1000_6.html (кто не знает: индекс цитируемости (ИЦ) - количество ссылок на труды ученого, показатель его влияния на развитие науки). Так вот у В.А.Якубовича ИЦ=2241. Для сравнения приведу ИЦ для всех питерских математиков, когда-либо преподававших на мат-мехе и имеющих ИЦ>1000: И.А.Ибрагимов (каф.ТВ): ИЦ=3449, М.С.Бирман (каф. МФ): ИЦ=2034, А.М.Вершик (каф. МА): ИЦ=1672, В.В.Петров (каф. ТВ): ИЦ=1570. Вот и все. Надо только не забыть покойную О.А.Ладыженскую: ИЦ=6405 и профессора физфака, хоть и математика, Л.Д.Фаддеева: ИЦ=13820.

А.В.Проскурников, к.ф.-м.н., докторант кафедры.

Человек я на кафедре довольно случайный. В том смысле, что имел много шансов на ней не оказаться, и то что оказался, скорее стечение обстоятельств, чем мое желание. В отличие от многих студентов-второкурсников, впрочем, я знал что такое кибернетика и чем занимается кафедра (далеко не все под математической кибернетикой понимают тематику нашей кафедры). Во-первых, о Владимире Андреевиче Якубовиче я слышал, еще обучаясь в школе - через его лекции для студентов отделения математики проходили многие, и хотя не все поминали лично В.А. добрым словом, сдав ему экзамен, но все признавали серьезность и принципиальность как его самого, так и его курса "Теоретическая кибернетика". Во-вторых, что такое теория управления я тоже отчасти знал еще до того, как прослушал вводный курс Геннадия Алексеевича Леонова, по которому большинство студентов и составляют представление об этой науке.

Так вот несмотря на все это, меня на кафедре вполне могло бы и не быть. Во-первых, поступал я на другое отделение факультета, а перешел только на втором курсе. Во-вторых, и на нашем отделении я не метил на нашу кафедру изначально. То есть не то чтобы она меня чем-то отталкивала, просто я был к ней безразличен. 

Решили дело два обстоятельства. Во-первых, Анатолий Наумович Подкорытов, учивший меня анализу и оказавший на мою общематематическую подготовку, пожалуй, наиболее сильное воздействие из всех преподавателей других кафедр, познакомил меня с В.А.Якубовичем. Причем он сам предложил нас познакомить, что было для меня неожиданностью, поскольку я был убежден, что заведующему кафедрой вряд ли есть дело до какого-то второкурсника. Правда, было это осенью, а что-либо получаться у меня стало только в феврале-марте - первая задача, предложенная руководителем, ведь никогда почти не бывает удачной.

Вторым обстоятельством стали пресловутые лекции "Введение в специальность". О них не говорит только ленивый - с одной стороны, все понимают их ненужность - там реклама, и ничего больше, предполагаемый руководитель расскажет о кафедре куда лучше, а интересующиеся научной жизнью студенты и сами могут что-то узнать. Стоят они в расписании неудобно (в мое время на первой паре, а сейчас вообще на пятой) и так далее. Отдали бы лучше аналистам и геометрам, все больше пользы бы было. С другой стороны - где еще студентам задавать вопросы о кафедрах сотрудникам этих кафедр, чтобы выбрать руководителя, кроме как там? Ведь в рабочее время студенты вряд ли решатся подойти на кафедру и спросить о том, что их волнует. На этих лекциях мне не понравились дешевые рекламные трюки, которые использовали другие кафедры. Мне рассказывали на этих лекциях представители других кафедр, как здорово устроились их выпускники на должностях системных аналитиков (штучных и зачастую временных), программистов (этим сейчас любая кафедра может похвастаться), директоров фирм (ну так я могу свой бизнес создать и быть там директором, причем тут кафедра?), зарубежных аспирантов и постодоков (это вообще к специальности и подготовке специалистов не имеет прямого отношения - я слышал про физиков, занимающихся за рубежом финансами, логистикой, статистикой - всем, кроме физики, про математиков, занимающихся генетикой, зачастую там под прикладной математикой понимают такое, чем у нас и дубовый инженер не станет заниматься, а козырем при устройстве являются не знания, а диплом университета). Надо сказать, что Владимир Андреевич, рассказывавший про абсолютную устойчивость и фильтрацию, выглядел на этом фоне блекло - те, кто ходил на лекции, больше захотели на другие кафедры (какие, говорить не буду, чтобы не рекламировать). Тем не менее, у меня вызвало уважение то, что меня не держали за дурачка и не кормили красивыми обещаниями, а рассказывали про суть дела, пусть даже и это и не было безумно интересно. 

Так или иначе, к маю я примерно решил, что иду на нашу кафедру, правда меня смущало, что добровольно туда записалось кром меня всего два человека с потока (заметим, однако, отнюдь не худших, сейчас они заканчивают аспирантуру), а все остальные к нам не хотели, обосновывая это стандартным набором аргументов. Во-первых, халява (есть немного, мы - "ястребы" от кафедры - с этим злом неуклонно боремся, но сильному студенту отсутствие прессинга только на руку). Во-вторых, отсутствие программирования (этим меня не испугаешь, программированию на мой взгляд можно научить только на очень примитивном ремесленном уровне, который и самостоятельно можно освоить, а все остальное дается с рождения от Бога как любое искусство, а если не дано, то человек так и остается программистом весьма заурядным, что работать в IT-компаниях не мешает). Третье - отсутствие возможности работать по специальности (я пессимист, и знаю: по специальности после матмеха работать негде кроме научных учреждений, все остальное - компромисс и в лучшем случае БЛИЗКО к специальности). Порой меня тянуло в последний момент написать заявление туда, куда шли мои друзья, но я ленивый по натуре и искать нового руководителя как-то не хотелось. Мои колебания исчезли, когда мне позвонила секретарь кафедры Людмила Дмитриевна Дворецкая и сказала, что я включен в состав исполнителей гранта РФФИ (я там до сих пор), а также совместного российско-французского проекта. Я понял - такое доверие обманывать нельзя. И вот я на кафедре с 2001 года, с 2004 года я преподаю.